«МЫ НАСАДИМ НОВЫЙ САД…» (признание в любви А.П. Чехову, а заодно и «Современнику»)

– Ты очерк на Пулитцеровскую премию что ли пишешь? – спрашивает коллега, глядя на мой сосредоточенно-озабоченный вид.
– Отстань, – отмахиваюсь. И снова упираюсь взглядом в экран монитора, где написан один заголовок…

Задача передо мной стоит из серии очень-очень трудных. А то! Про пьесу Антон Палыча «Вишневый сад» писано-переписано, сказано-пересказано. Про спектакль «Современника» я уж буду какая-нибудь 89760000 по счету – из тех, кто попытался что-то про это сказать. Можно либо скатиться до истеричного восторга, либо – до бессмысленного разбора деталей. Не хочется ни того, ни другого. Поэтому, не претендуя на исчерпывающий анализ и уж тем более на истину в последней инстанции, представлю на ваш суд впечатления неизвестного человека от известных драматурга, спектакля, режиссера, актеров.

За что я люблю Чехова

Чехова я люблю за то, что он так проникновенно, так точно передал пронзительное одиночество человека в рассказе «Ванька Жуков». Скажите, что не так! Скажите, что никогда в жизни, ни разу вы не чувствовали себя Ванькой Жуковым. Конечно, чувствовали.

Люблю за то, что он так точно показал превращение молодого, полного сил, надежд, перспектив доктора Старцева в Ионыча – в бессмысленное ожиревшее существо, не мечтающее, не ищущее. Не наблюдаем ли мы каждый день такое явление?!
Люблю за «Палату № 6». За нее – особенно. Почему? Да потому что когда на минутку я остановлюсь в этой беготне: работа-дом-кредиты-заботы-расходы-самореализация-карьера-зарплата (и далее по списку), то вполне серьезно задумываюсь: Что это, на фиг, за сумасшедший дом?! Сумасшедшая жизнь?! Сумасшедшая я?!

Люблю за «Вишневый сад». Признаюсь по большому секрету есть у меня своя «мечта идиота» – хочу дачу! Да, дачу за городом с вишневым садом! Никакой, к чертовой матери, картошки, морковки и прочего, а только вишневые деревья!!! И я – в белом сарафане – гуляю там!.. Говорю же – «мечта идиота»…

А если без смеха, если серьезно,…«Вся Россия – наш сад» – звучит хрестоматийно. Навязло в зубах еще со времен школы, когда Мариванны вдалбливали это в наши незрелые умы. Но вне зависимости от того, насколько и у кого навязла в зубах фамилия, имя и отчество Антона Павловича Чехова, никакого ущерба для гениальности всего его творчества от этого не будет. Гениальная классика тем и отличается от всего остального, что живет вне времени – и в пьесе «Вишневый сад», написанной в самый канун революции 1905 года, мы без труда обнаружим смысловые слои, прямо отсылающие нас в самую, что ни на есть, современность. Это серьезно и это правда.

Почему люблю второстепенных персонажей

Да, вот так нелогично (ну где логика и где я!) – про персонажей второстепенных. Замечательный Гафт играл старого слугу Фирса, которого забывают в доме. Вспомнили?

Валентина Гафта я очень люблю. Люблю за роль дворецкого Брассета в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», за председателя правления кооператива в «Гараже», за Сатанеева в «Чародеях», за Президента в «Небесах обетованных», за Каифу и Человека во френче в фильме «Мастер и Маргарита» и за многие другие роли. В «Вишневом саде» Гафт-Фирс появляется всего раза четыре. И эти появления сопровождаются бурными аплодисментами зрителей. Гениально играет. Гениально.
Его Фирс потрясающе трогательный.

Шарлотта Ольги Дроздовой – персонаж трагикомичный. Она смешна, в то же время трагически одинока. Это одиночество такой концентрации, что окружающие его разбавить не в силах. Она не смешивается с этими людьми. Шарлотта ищет спасения в своем печальном циркачестве. Смотрит кругом совершенно остекленевшим взглядом.

«Вечный студент» нескладный резонер, растяпа, Петя Трофимов (Александр Хованский) заставляет слушать себя всерьез, а не смеяться над его мечтаньями о будущем, над классовым его подходом. Удивительно, но он, как в добрые советские годы, снова – положительный герой, хороший, умный мальчик. Где ж такие водятся?! Он искренне верит в то, что говорит. Петя говорит, а глуповатая Аня (Виктория Романенко) зачарованно следит за каждым его словом, не понимая, кажется, ничего. Неужели я, когда влюблена, выгляжу такой же наивной, простодушной дурочкой?! Ну это, ладно – пережить можно.

А вот уж чего бы стопроцентно не хотелось – это походить на «местное быдло»: «офранцузившегося» сноба лакея Яшу, на наглую, грубую Дуняшу, на вечного страдальца Епиходова. Персонажи хоть и из чеховской пьесы, но также – из вашего и моего двора.

Как надо любить героев

Не хочу, совершенно не хочу давать характеристики ни главным героям пьесы, ни актерам, воплотившим эти образы на сцене. Кто читал, тот знает, кто такая Раневская, Гаев, Лопахин. Кто не читал и не помнит – к чему растолковывать. Скажу о том, что удивило, поразило, понравилось. Никогда – ни при изучении в школе, ни при анализе в вузе, ни в других постановках – не видела такого Гаева, каким изобразил его Игорь Кваша – большой нелепый, не повзрослевший ребенок. Он добрый, хороший, и единственный его недостаток, в сущности, в том, что он не понимает происходящего. Неожиданно. Интересно.

Варя (Елена Яковлева) – женщина, в душе которой идет борьба между чувством и долгом. Она бы и рада, чтобы победило чувство, рвущееся наружу, она бы и хотела выпустить его из запертой клетки, да это никому не нужно, никого не интересует.
Лопахина Сергей Гармаш «сделал» очень неоднозначным. С одной стороны – «новый человек», безумно-безумно гордящийся тем, что купил вишневый сад. С другой – как-то смущающийся, даже порой стыдящийся своего нынешнего положения.

И совершенно неподражаемая Марина Неелова в роли Раневской. Что бы ни говорили критики и знатоки от «драматургии», перед нами эмоциональная, чувствительная, импульсивная, тонкая, неуравновешенная натура – настоящая женщина. Да, знаю, сколько раз слышали мы хрестоматийное обвинение: что, мол, «столик» и «шкапик» целует по возвращении домой, а известие о смерти няни принимает равнодушно. Ой, умоляю вас, не идите на поводу! Вы помните свою воспитательницу, которая вам сопли вытирала и на горшок усаживала?! Вы поздравляете свою первую учительницу с днем рождения?! А ведь если бы не эти люди, что бы из вас выросло?! А приедете в старый двор, где жили, бог знает сколько лет назад, увидите вашу любимую скамейку, где вы в 15 лет просиживали с любимым мальчиком (девочкой), пока грозный папа не выходил с ремнем за вами, что почувствуете?! Вот то-то же! Так что не надо обвинять Раневскую в холодности и черствости!..

Перечитываю написанное. Совсем неровно. Очень бестолково. Местами нелепо. Ну а каким еще может быть признание в любви?!.

в любви признавалась vasha-natasha

Запись опубликована в рубрике Непостоянный эпитет с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *